Что нам говорят Святые Отцы? Начнём с того, что и в христианстве люди, строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня вкладываем в слово "раб". Прежде чем ответить на этот вопрос по существу зафиксируем главное: Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов. Прощаясь с учениками после Тайной Вечери, Господь Иисус Христос сказал им : "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал друзьми, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца" (Ин.15:15).
"Друзья Божии"- так традиционно в православном христианстве именуют Святых. А к святости призван всякий человек: "Будьте святы, ибо Я свят"(Лев.11:44). Апостол Пётр напомнил эти слова и христианам. Стать другом Божиим, стать святым- вот задача "на вырост", чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознаёт ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям. Причём заповеди- это не приказы Бога подневольным подчинённым. Это подсказки любящего Творца, как правильно жить заблудившимся людям. Причём Творец предоставляет людям право выбора, даёт им свободную волю: выбирай, как тебе жить- жить по заповедям Божиим и быть с Богом, на его стороне или с противоположными силами. И цель заповедей как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.
Почему же мы так часто слышим в Церкви словосочетание "раб Божий"? Просто потому что мало кто дерзнёт назвать сам себя "другом Божиим". Ведь такое звание надо ещё заслужить: надо научиться жить чистой и праведной жизнью. Скажем прямо- многие ли из людей на это способны?
Авва Дорофей и многие другие св. отцы говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трём причинам: во-первых, из страха наказания; во-вторых, из желания получить награду, условно говоря "пропуск в рай"; и, в-третьих, бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание заработать Царствие Небесное- наёмному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: Отче наш! Но пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению,ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих...
Если человек чей-то раб, значит он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаёшь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам... Никому, кроме Бога. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей и страстей.
Об этом ясно пишет апостол Павел: "Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы...Когда вы были рабами греха, тогда вы были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их- смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец- жизнь вечная" (Рим.6:16,20-22).
И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима, и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку...В библейском понимании раб- это не живая "домашняя утварь", а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность Господину и столь же полную ответсвенность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Именно к такому библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего "рабства"Богу; иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который, став богочеловеком, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил.2:7).
Смиренно называя себя рабами Божиими христиане никогда не забывают о своём высоком предназначении- усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит ещё долгий путь.