"Язычники... и прочие лица, принадлежащие ложным религиям, составляют отселе достояние ада и лишены всякой надежды спасения, будучи лишены Христа, единого средства ко спасению. Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатсво, человекоубийство, грабёж,воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов- самоубийство- не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает её неспособной для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием.
Если человек впадёт хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою: "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона" (Библия, Иак.10-11). Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачеству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем...
Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно, когда смертный грех обратится в навык! Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения своего с телом от смертного греха. В царствование греческого императора Льва жил в Константинополе человек очень славный и богатый, подававший обильную милостыню нищим. К несчастью, он предавался греху прелюбодеяния и пребыл в нём до старости, потому что от времени укрепился в нём обычай злой. Непрестанно подавая милостыню, он не отступал от прелюбодеяния- и внезапно умер. Много рассуждал о его вечной участи патриарх Геннадий с другими епископами. Одни говорили, что он спасён... Бог сказал (в Библии): "В чём тебя застану, в том и буду судить".
Патриах повелел всем монастырям и всем затворникам просить у Бога, чтобы открыл о судьбе почившего, и Бог открыл о ней некоторому затворнику. Он пригласил патриаха к себе и повелел ему пред всеми: "В прошедшую ночь я был в молитве и увидел некоторое место, имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ, по левую же огненное озеро, которого пламень восходил до облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю и предавался горьким рыданиям. И видел я светоносного Ангела, приступившего к нему и сказавшего: "Человек, что ты стонешь напрасно? Вот ради милостыни твоей ты избавлен муки; а за то, что не оставил скверного любодеяния, ты лишён блаженного рая".
Патриарх и бывшие с ним, услышав это, объяты были страхом и сказали: "Истину провещал апостол Павел: "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела"(1Кор.6,18). Где те, которые говорят: если и впадём в любодеяние, то спасёмся милостыней? Милостивый, если он милостив истинно, то должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога. Не приносит никакой пользы серебро, раздаваемое рукой нечистой и душою нераскаянной. Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаной, расторгнув общение с Богом.
Страсти суть духовные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряжённеая с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и т.п. Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя бы человек и не впадал в смертный грех...
"Не обманывайтесь,- говорит св. апостол Павел,- ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники- Царства Божия не наследуют"(1Кор.6,9-10).
"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5, 19-23)"...
Страсть требует тщательного врачевания покаянием и благовременного искоренения ей добротелью".